Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

 

Телефон : +7 (8142) 33-20-37; +7 (8142) 33-20-36

Электронная почта: sz@karelia.ru

Адрес: пр. Александра Невского, 51, 2 этаж, 13 каб.

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги;
  2. Порядок установления размера платы за услуги по содержанию, управлению и ремонту общего имущества многоквартирных домов;
  3. Порядок применения постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2019 № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения»;
  4. Порядок определения размера платы за жилое помещение для многоквартирных домов, выставляемых Администрацией ПГО на открытый конкурс по выбору УО;
  5. Плата за коммунальные ресурсы вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (СОИ); 
  6. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета;
  7. Применение повышающего коэффициента (1,5) при расчете платы за коммунальные услуги по нормативам потребления,  при наличии технической возможности  установки индивидуальных приборов учета;
  8. Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Постановление Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  3. Постановление правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МК, и порядке их оказания и выполнения»;
  4. Постановление правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  5. Постановление правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  6. Постановление правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД»;
  7. Приказ Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.12.1999 №139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда»;
  8. Приказ Госстроя от 16 августа 2000 г. N 184 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда на установку,  обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
  9. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
  10. Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2019 № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

2. Порядок установления размера платы за услуги по содержанию, управлению и ремонту общего имущества многоквартирных домов

    В соответствии со ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила), перечень и стоимость работ по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений.

    Согласно ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание, в т. ч. и по пересмотру размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

    Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном  собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации) и оформляются протоколом. Данный документ является основанием введения нового размера платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

    Согласно ч.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.29 Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства  РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.

    Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (п.7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества.

   В соответствии с п.17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

   В случае несогласия с перечнем работ на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предложенным управляющей организацией, необходимо предоставить в адрес управляющей организации собственные предложения, на основании которых возможно внесение изменений в перечень работ.

   Действующим законодательством Российской Федерации не запрещено Совету многоквартирного дома самостоятельно рассчитать затраты и определить размер платы за содержание жилого помещения. Вместе с тем, при расчете затрат Совет многоквартирного дома обязан учесть предложения управляющей организации.

    Любой собственник помещения, если он не согласен с принятым общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решением, либо не принимал участия в этом собрании, имеет право обратиться в суд с заявлением об обжаловании указанного решения в течение 6 месяцев с момента его принятия.

    В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственному регулированию подлежат только тарифы на коммунальные услуги.

   Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» перечень работ и услуг должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

    В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация обязана представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах, и при необходимости – заключения экспертных организаций.

 

3. Порядок применения постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2019 № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения»

        Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2019 № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» устанавливается размер платы за содержание жилого помещения только для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

   Законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

    В случае если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги управляющая организация должна производить с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо при условии, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с применением установленных органом местного самоуправления размеров платы.

    При наличии размера платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, утвержденного некогда решением общего собрания собственников помещений, применение управляющей организацией размера платы, утвержденного органом местного самоуправления, будет неправомерным. То обстоятельство, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества не меняется несколько лет и собственниками помещений не принималось решение о его повышении, не является основанием для применения размера платы, установленного органом местного самоуправления.

    В случае наличия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установлении размера платы в размере, рекомендованном органом местного самоуправления, или в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом), применение такого размера платы будет возможным.

 

4. Порядок определения размера платы за жилое помещение для многоквартирных домов, выставляемых Администрацией ПГО на открытый конкурс по выбору УО

     В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в следующих случаях:

  1. Если в течение года до дня проведения конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации);
  2. Доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации);
  3. В течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Порядок проведения конкурса).

    При подготовке органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом составляется акт о состоянии общего имущества данного дома. На основании акта формируется перечень работ по содержанию многоквартирного дома. В соответствии с п/п 4 п. 41 Порядка проведения перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству,  периодичности каждой из таких работ и услуг формируется из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013  № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Данный перечень работ и услуг является плановым.

     На основании сформированного перечня работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома индивидуально рассчитывается плановая стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.

   Согласно ч.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» , плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства  Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.

    Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.

    В соответствии с положениями Порядка проведения конкурса на победителя конкурса возлагается обязанность по направлению  (в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса) подписанных им проектов договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

       В случае, если конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не состоялся, органом местного самоуправления проводится новый конкурс до тех пор, пока конкурс не состоится, либо собственники помещений в многоквартирном доме не выберут способ управления. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов, в этом случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может превышать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, который устанавливается органом местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, более чем в 1,5 раза.

     В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в многоквартирном доме, признанном аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, до момента расселения граждан управляющая либо обслуживающая организация обязаны обеспечить безопасные и санитарные условия проживания в многоквартирном доме.

    При подготовке конкурсной документации на многоквартирные дома, признанные аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, применяется порядок, указанный выше.

 

5. Плата за коммунальные ресурсы вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (СОИ) 

     В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 92).

     Постановление № 92 вносит изменения в ряд нормативных документов и теперь расчет объемов потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества  (СОИ) осуществляется следующими способами:

1) если дом оборудован общедомовым прибором учета – в течении года исходя из установленного норматива потребления на ОДН и установленного тарифа с перерасчетом по показаниям общедомового счетчика в 1 квартале следующего года;

2) если дом не оборудован общедомовым прибором учета – исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества и установленного тарифа;

3) в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета — исходя из показаний такой системы при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний и установленного тарифа;

4) общее собрание собственников так же может выбрать один из двух следующих вариантов:

— платить за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества исходя из предыдущего среднемесячного потребления с проведением в первом квартале года ежегодного перерасчета по фактическим показаниям общедомового счетчика

— исходя из текущего ежемесячного потребления, определяемого по показания общедомового счетчика.

     Изменения по расчету объемов потребления коммунальных ресурсов на СОИ вступили в силу 1 сентября 2022 года, а расчет платежей начат в 1 квартале 2023 года.

  Нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, а также сетевых организаций.

  Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 № 156 (в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 21.02.2023 № 10, от 22.08.2023 № 35) с 01.03.2023 установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (норматив потребления холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).

     Расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение на СОИ произведен по формуле 15, предусмотренной Приложением № 2 к Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354) :

  • где Nодн - норматив потребления в целях содержания общего имущества в МКД за расчетный период ;
  • Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.;
  • Si - общая площадь соответствующего жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД;
  • Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД – для указанного выше многоквартирного дома . 

     Нежилые помещения - это обособленная часть здания или сооружения, пригодная для использования в целях, не связанных с проживанием граждан (салоны, магазины, аптеки. агентства и т.п.). Если такие помещения располагаются в многоквартирном доме, то речь идет о нежилых помещениях многоквартирного дома. Нежилые помещения многоквартирного дома следует отличать от помещений, входящих в состав  общего имущества такого дома. Ключевое отличие помещений, входящих в состав  общего имущества в том, что они предназначены для обслуживания других помещений и решения бытовых потребностей их собственников, а поэтому принадлежит всем собственникам квартир (помещений) в этом доме.

 

6. Применение повышающего коэффициента (1,5) при расчете платы за коммунальные услуги по нормативам потребления,  при наличии технической возможности  установки индивидуальных приборов учета

     Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил № 354, при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента:

Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Kпов - повышающий коэффициент, величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.

 

7. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета

При временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу. Исключение - плата за коммунальные услуги по отоплению  жилых (нежилых) помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п.п. 86, 88 Правил № 354).

Обязанность оплачивать коммунальные услуги по отоплению, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества  (СОИ, а также по оплате услуг за содержание жилого помещения сохраняется в полном объеме. Эта часть платежа обязательна для всех граждан независимо от  того проживают они в квартире или временно отсутствуют.

Срок исковой давности в отношении требований о перерасчете в связи с временным отсутствием составляет три года. Однако он применяется только в случае, если о его применении заявлено соответствующее требование.

Перерасчет платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (п.91,92 Правил № 354).

 

8. Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

    При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункты 6 и 8 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006  № 491).

    Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнения работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

наверх↑